воскресенье, 16 декабря 2012 г.

ДЕД МОРОЗ И ЕГО КОЛЛЕГИ


  Скопировала  из  Интернета (много, но по-моему стоит почитать )
В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз. 
Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную «устную летопись»: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли. 
В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи. 
Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы. 
И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Деда Мороза, соответствующие как историческим, так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает следующее. 
Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер, обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика, не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.
Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!). 
Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных «младших братьев». Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима. 
Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие «неточности»: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же). 
Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно. 
Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль ...
Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от «подделки». Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно). 
Посох - хрустальный или серебрённый «под хрусталь». Ручка витая, тоже серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох, соответствующий этим описаниям. 
Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

http://happy-year.narod.ru/dedmoroz.html
     Искала-искала  точно такого Деда Мороза, как у Светланы Жарниковой описан, да так и не нашла и пояс не белый, и узоры на шубе не серебряные, а брюк, обуви и рубашки не видно.

     В некоторых блогах читаю рассуждения о популярности оленей на Рождественских и новогодних открытках, а это всё он - Санта Клаус виноват, у Деда Мороза тройка лошадей, лыжи, а ещё он пешком прогуляться любит.

В конце 1999 года о начале холодной войны Деда Мороза против Санта Клауса объявили авторы одноименного интернет-проекта. Они призывали раз и навсегда исключить Санту из празднований российского Нового года. После закрытия проекта его правопреемником стал ресурс «Поддержи Деда Мороза». Вскоре движение вырвалось за просторы рунета в офф-лайн, и в этом году уже объявлена демобилизация граждан на защиту русского Деда Мороза.
Приближается Новый Год! Нет, Нью Йеар! И скоро нашим детишкам Дед Мороз… точнее, Санта Клаус принесет подарки. Вернее, презенты. Сначала он обрадует нас новостью про Мерри Кристмас, а потом посулит всем Хэппи Нью Йеара. Вы меня андерстэнд? Ну, значит, все о’кей!
Из Интернета.
Цели движения:
сохранить российские традиции празднования Нового Года;напомнить об особенностях, истории и происхождении нашего Деда Мороза;призвать всех отмечать Новый Год с Дедом Морозом БЕЗ Санта Клауса. «Врага надо знать в лицо»
Так звучит главный постулат этой войны. «Коммерсант Власть» посчитал: поисковая система

    
«Яндекс» отслеживает 4 млн сайтов со словами «Дед Мороз», что в 3,1 раза больше числа страниц со словами «Санта-Клаус» (1,3 млн). В русскоязычных блогах Дед Мороз (126 000 записей) в 6 раз популярнее Санта-Клауса (21 000 записей). 10 лет назад Дед Мороз упоминался в российских СМИ в 2,8 раза чаще Санта-Клауса, сейчас этот показатель вырос до 4,8. Изображений Деда Мороза в рунете в 4,7 раза больше, чем Санта-Клауса (9 800 изображений против 2100). Но при этом на каждой пятой картинке с подписью «Дед Мороз» изображен… Санта-Клаус! В связи с этим вспоминаем и сравниваем:
 В отличии от версии   ЖАРИКОВОЙ  СВЕТЛАНЫ: русский Дед Мороз выглядит чуть иначе, а его история восходит к Морозко из славянского фольклора. Если Санта Клаус больше похож на гнома, то Дед Мороз у это великан, богатырь, обходящий дозором свои владения, сковывающий льдом реки и озера, а заодно и одаривающий детей. Его минус - зачастую просит исполнить что-нибудь для себя. Не из-за жадности - просто душа просит. Но для безголосых, безногих, страдающих склерозом все окупается тем, что у нашего Деда есть Снегурочка – она не только одарит, но и поцеловать может.


  1. Красный цвет. Дед Мороз тоже может быть в красном, но при этом он может носить и другое одеяние – вообще желательно, чтобы оно было белым, синим, может оно быть и желтым, и зеленым. Также одеяние настоящего Деда Мороза не покрывает сплошной цвет – он разбавлен узорами, вышивкой, оторочкой (белого или голубого цвета) и пр. А в одежде Санта Клауса преобладает агрессивный сплошной красный цвет (исключительно этот!), и лишь опушка его жалкой куртёнки порою белая.
  2. Колпак. Самая типичная отличительная черта! Настоящий Дед Мороз НИКОГДА не может быть в колпаке – на нем боярская шапка. А на Санта Клаусе – этот мерзкий шутовской колпачок с помпончиком, как у гномика-проказника, что сразу придает ему нетипичную для Деда Мороза несерьезность и пародийность.
    Как увидишь ты колпак –
    Будь уверен: это – враг!
  3. Верхняя одежда. На Санта Клаусе надета короткая куртка (иногда чуть ниже пояса, иногда вообще до пояса), перехваченная поясом. Ниже кацавейки – красные штаны. Запомните, что в таких издевательских шмотках истинному Деду Морозу нашей русской зимы ни за что не вынести. На Деде Морозе должна быть длинная шуба до земли, из-под которой не должно быть видно никаких штанов. Вид штанов, торчащих из-под короткой шубы, уничтожают всякую солидность. Что у Деда Мороза под шубой – это сакрально и выставлению на обозрение не подлежит!
    Если на Деде увидел штаны –
    Знай: этот Дед не из нашей страны!
  4. Обувь. На Санта Клаусе всегда одеты сапоги, зачастую укороченного типа, что опять же смехотворно для нашего климата. У Деда Мороза должны быть только валенки!
    Коль на Деде сапоги –
    Знай, что ходят в них враги!
  5. Борода. У Санта Клауса борода коротко подстрижена, как у эдакого цивильного старичка, и еще кудрявая, как у барашка с детской открыточки. Всё это абсолютно не характерно для Деда Мороза. Борода Деда Мороза – буйная, длинная, растрепанная вольным ветром, и в большинстве случаев в ней отсутствует всякая слащавая кудрявость.
    Коротка у Деда борода?
    Угрожает нации беда!
  6. Рост и объем. Из всех предыдущих разглагольствований, в общем-то, понятно, что по росту Санта Клаус неприлично мелок. А Дед Мороз внушителен по росту, как истинный властелин Нового года! Что касается объема, то Санта Клаус достаточно тощ. Ну да шмотки-то у него фиговые, так, ради формальности. А вот на Деде Морозе в соответствии с русский зимой надето множество теплых одежд, и все одежды – настоящие, меховые, толстые. Так что Дед Мороз внушителен и в отношении объема!
    Если Дед и тощ и мелок –
    Прочь гони такого смело! 


    Иногда бывает, что в отношении объема Санта Клаус, наоборот, кидается в противоположную крайность и становится толстым и круглым. Но помните, что его толщина всегда выглядит неестественно и карикатурно, в то время как все пропорции Деда Мороза всегда гармоничны, и его толщина никогда не вступает в противоречие с его ростом.
  7. Очки. Также для Санта Клауса типичен такой признак окультуренности, как очочки. Дед Мороз этим признаком не обладает. Разве может этот всесильный дух Природы – Дед Мороз – иметь такой недостаток, как близорукость?! Близорукость присуща только тем, кто испорчен пагубной цивилизацией, кто приручен и одомашнен до полной дегенерации, как это и произошло с Санта Клаусом.
  8. Снегурочка. Тоже отличительный признак. У Санта Клауса никогда не было и не будет внучки, потому что его изуродованный прообраз – св. Николай, – почти как всякий святой, был целомудрен. А у нашего природного Деда внучка есть, это всеми любимая Снегурочка! Так что наших – двое, а Санта Клаус – всего-навсего один!

  9. Посох. Обратите внимание: посох у Санта Клауса – это стандартный посох католического епископа (ибо не зря Санта Клаус происходит от св. Николая, епископа Мирликийского): палка с загнутым верхом. Но Дед Мороз не имеет к св. Николаю никакого отношения, поэтому его посохом должна быть только прямая палка, на ней может быть круглый набалдашник (или, по крайней мере, в виде звезды; закругляться посох не должен ни в коем разе).
  10. Олени.
    Только Санта Клаус передвигается, как учат нас американцы в своих кино и мультиках, на оленях по небу. Способом передвижения Деда Мороза олени никогда не были. Для нашего Деда олень мелковат и слабосилен. Дед Мороз может ехать на русской тройке, не по небу, а вполне себе по земле, вернее по снегу, - он же плоть от плоти этого снега, этой земли, этой природы, зачем ему отрываться от родных корней, из-под полозьев взвивается снежная пыль, морозный ветер бьет в лицо, Дед Мороз катится с удалью и бубенчиками! Мчится лихая тройка по русской Земле - то хозяин Зимы Дедушка Мороз объезжает свои бескрайние владения!
    А в общем-то, как уже говорилось, Дед Мороз передвигается мистическим образом, и нечего лезть в сакральные материи.

  11. Носки на камине. Это относится только к Санта Клаусу, но не к Деду Морозу. Носки на камине – чисто западный прибамбас: якобы Санта Клаус спускается по дымоходу и кладет подарок в носок. Однако что объяснять – дураку понятно, что никаких каминов на Руси никогда не водилось. Да и не пролезет наш Дед в какой-то узкий камин, зачем ему это? К тому же Дед Мороз никогда бы и не появился у нас таким примитивным и приземленным способом, как у них: "Проникая в дом через трубы и форточки, он раскладывает подарки в чулочки, чаще всего развешанные на камине, и позвякивает колокольчиками, как бы возвещая о приходе Нового Года."
    Дед Мороз возникает в наших домах неким мистическим образом, истинно как дух, никто толком и не знает, как он появляется, - знаем только, что он БЫЛ... А пытаться на западный манер объяснить эту священную тайну рациональным образом – кощунство.
    И еще. Наш Дед Мороз – настоящая щедрая русская душа, он не так убог и зажимист, чтобы ограничить свой подарок размером идиотского и чаще всего полосатого носка!
  12. Прочая сопутствующая атрибутика – всякие веночки, колокольчики и пр., в том числе песенки "Джингл беллз" и другие. Это всё – чисто "рождественская" атрибутика и связана только с Санта Клаусом, и относить весь этот западный ширпотреб и мусор к образу Деда Мороза не следует.


У нашего Деда Мороза много коллег: американский Санта Клаус, итальянский Бабо Натале, французский Пер Ноэле, чешский Деде Микулаше, монгольский Увлине Увгуне, финский Йоулупукки, киргизский Корбобо, японский Одзи-сан… И все они живут в мире, и работы всем, к счастью, хватает…
     Ну, а это настоящий добрый Санта Клаус летит на своих оленях по небу  с подарками.


  
Дед Мороз в Латвии

Как известно, с 2006 года деду Морозу надоело заезжать в Латвию, пролетая из Лапландии в южные края – и то, мешки с подарками тяжелы, а овёс для оленей дорог. Вот он и устроил постоянный офис в республике. Выбрал для постоянного места жительства деревню Зиемупе (название – Зимная вода обязывает), уютно расположившуюся на морском берегу в Лиепайском районе.

С тех пор, письма детей и взрослых, отправляемые из Латвии дедушке Морозу, попадают прямо в латышскую резиденцию дедушки. В декабрьские и январские дни дедушка получает до ста писем в день, и на все отвечает, между прочим! А многие детишки приезжают сюда лично познакомиться со знаменитым дедом.

Сам дед встречает гостей в Доме культуры Зиемупе, начиная с предрождественских деньков и по самый Новый год. Говорят, что дед похож на известного бизнесмена Карлиса Цинитиса, который пожертвовал средства в фонд деда Мороза, чтобы тот мог детей радовать...

Сказочный городок на берегу моря набирает силы. С Дедом Морозом (Зиемассветку вецитим), его помощниками гномами и влюбленными в сказку детьми ничего не страшно.

А пока Маринки и Гунтисы водят хороводы и поют песенки, гномы ухаживают за родителями: гном-повар, печет и предлагает вкуснейшие рождественские печенья и блины, подавая их с травяным чаем; гном-телефонист, отвечает на звонки, гном-привратник встречает гостей у ворот поселка, да и многие другие гномы помогают празднику.

Здесь же Дедушка Мороза приютил милых овечек, козочек и кроликов. Перед Рождеством проходит богослужение и концерт в честь первого дня Адвента.

Адрес Деда Мороза в Латвии, на который рекомендуется писать письма:



Если в адрес закрадется ошибка – не беда, у почтовой службы с дедом контракт, она ему письмо всё равно доставит. Приятно, что Латвийская почта сумела наладить контакты с дедом Морозом и дала ему право на тысячи бесплатных отправлений в год. Есть ещё Надежда на то, что всё будет хорошо в Латвии.

Читаем:



4 комментария:

  1. Много интересного узнала! Спасибо! Сделала пост в Лиру со ссылочкой на Ваш блог - пусть и другие прочтут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приятно, что не только мне эта информация показалась интересной

      Удалить
    2. Лариса, очень добросовестный подход к материалу! Замечательно, вроде и сама всё знаю, но так здорово всё вместе почитать. В прошлом году заказывали письмо Максу ,через др. фирму не понравилось. У этой более милое послание, они реально подошли добросовестнее!

      Удалить
    3. Жалко было эту информацию только почитать и не обобщить. Пусть хранится в блоге, думаю не только мне это интересно.

      Удалить